sisterlee (sisterlee) wrote in polymerclayfimo,
sisterlee
sisterlee
polymerclayfimo

Categories:

Здравствуйте, друзья!
Извините, что снова не выдерживаю сроки - эта зима какя-то особо урожайная на выматывающие простуды у всех домочадцев.. Обещаю, что исправлюсь!
Сегодня мы поговорим о предмете совсем не из мира полимерной глины, но очень красивом, настоящем кладезе идей для лепки. Поговорим о чайниках :)
Первые чайники появились в Китае за 400 лет до нашей эры, появились практически сразу после того, как китайцы начали возделывать чай. Первые чайники появились в городе Исин, где государственный чиновник Ли Фань прказал построить мастерские для изготовления посуды из местной красной глины. Постройка мастерских в этой местности, богатой редкого качества глинами, просто напращивалась. Чиновник получил прозвище "Князь Красной Керамики" и его имя вошло в историю, а в самих мастерских начали изготавливать особые небольшие сосуды с носиками. Знаете зачем служил носик первым чайникам? Из него пили! Чай в те времена заваривали как лекарственынные травы - в специальных котелках, либо сушили чайный лист, измельчали его в порошок и взбивали в пену специальным венчиком прямо в пиале. Но зимой в Исине холодно, стены в домах у бедного люда тонкие и поэтому приятный на ощупь керамический сосуд с горячим напитком, который можно взять в обе руки, согреться и потянуть горяченькое из носика быстро завоевал огромную популярность.
Первые исинские чайники были небольшими, как раз одному человеку попить, с короткими носиками выглядели примерно так:

Тут виден размер

Уже после распространения исинских чайников чай стали заваривать прямо в них, заливая цельные листья. Сначала чайники делали из красной глины, но скоро начали использовать глины разных оттенков. Исинские чайники как правило одноцветные, неброской, но пропорциональной и законченной формы. Если на чайнике есть узор или лепное украшение, то они тоже довольно скромные. Исинский чайник прекрасен выверенностью и лаконичностью формы.

Впрочем, иногда исинским мастерам хотелось порезвиться и тогда из их рук выходили чайники похожие на пни, коряги, плоды

Чугун в Китае научились выплавлять на пару столетийраньше чем раньше чем заваривать чай - в V - VI в. до н.э. и чугунная утварь была черезвычайно популярна. Начали делать из чугуна и чайники, тем более что чугун - отличный материал для чайника, прекрасни держит тепло. Китайские чугунные чайники внешним видом напоминают керамические - сдержанная форма, пркрасная выверностью и лакончностью, неброский, но продумснный и тщательно выполненный узор.


Появившисьв Китае чай, а с чаем - и чайники проникли в Японию.
Что же произошло с чайниками в Японии?
Когда-то мне попала в руки книга о культуре японии, написанная "изнутри", автором - японцем. Он объяснял, что для понимания японской культуры нужно прежде всего понять главный принцип наиболее распространенной японской религии - синтоизма. Принцип такой - божество живет везде. Буквально везде. В любом предмете. Т.е. когда японец месит глину для чайника, или украшает чайник узором, или лепит что-нибудь из полимерной глины он не просто делает вещь. Он делает вещь, в которой скорей всего поселится какое-нибудь божество. Поэтому самую маленькую, простую, утилитарную вещь японский мастер постарается сделать удивительно, несоразмерно красивой. Для дела такая красота, изощренность мельчайших деталей может и необязательна, люди может даже не заметят, но перед божеством, перед божеством - неудобно :)
Таким образом, если китайский чайник - это обычно максимальная сдержанность, вывернется, точность формы, все на своем месте, ничего лишнего то в японском появляется игра мелких деталей, вроде бы и ненужных, но таких живых и красивых!
Керамика.

Чугун. Японские чугунные чайники часто украшались инкрустацией из других металлов или сплавов. Ох, только посмотрите на этих зайцев!


Примерно три тысячи лет назад китайцы изобрели еще один материал, пригодный для изготовления посуды - фарфор.
Спустя еще каких-то 2 тысячи лет фарфоровая промышленность в Китае по настоящему расцвела. Фарфоровые мастерские появились в каждом городе, мастера начали активно экспериментировать с формами и росписью.



Производство фарфора в Японии началось почи на 2.5 тысячи лет позже чем в Китае, потому, что китайцы тщательно хранили секрет изготовления, и потому, что в Японии не было собственных месторождений каолина - необходимого сырья для фарфора. Первое каолиновое месторождение было обнаружено в Японии только в XVII в веке,Первое каолиновое месторождение было обнаружено в Японии только в веке, а через 50 лет после открытия Япония уже стала крупным производителем фарфора как для внутренних нужд, так и на экспорт.

Ну и раз уж заговорили о фарфоре, давайте посмотрим на чайники из "костяного фарфора" или "фарфора - яичной скорлупы". Очень тонкого и воздушного фарфора, изготовлявшегося особым способом, с добавлением костной муки. Помоему, когда смотришь на такие вещи руки сами тянутся к прозрачной и белой пластике.



Сказав о чайниках из Китая и Японии было бы несправедливо забыть о корейских чайниках. Корейская кермика отличалась изяществом форм и, часто, своеобразным серовато-голубым цветом, который получался при пременении специальной селадоновой глазури. К сожалению, секрет производства этой глазури был утрачен. Но ведь нам, любтелям ПГ нито не мешает попробовать воспроизвести такой оттенок.



Пожалуй закруглюсь. О европейскх чайниках мы поговорим отдельно. А в комментриях к этому посту можно продолжить разговор об идеях навеянны чайниками. Удачи и творческого настрения всем нам!
Tags: творческая кухня, флешмоб
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 19 comments